A
A
A
C
C
C
C
Обычный вид








Казачьи регали

 
Казачьи символы и знаки.

Знамя — символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравших роль музея.
Бунчук—знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
Булава, пернач—символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев—гетман).
Насека—посох с металлическим навершием, на котором первоначально “насекались” имена атаманов, владевших насекою, символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Атаманский кафтан и шапка—принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. (у донских казаков в древности кафтан красный или парчовый, шапка черная больше по высоте обычной папахи.)
Печать—на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
Сабля—обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.
Медаль—личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: “атаман станицы...”, впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировалось имя и фамилия атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
Чернильница—знак писаря. Медная с ушками, носилась привязанной к поясу. В xix в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.
Казна—железный ящичек, ларец с казною—знак казначея. Ближе к нашему времени тоже замененный книгой.
Книга—тетрадь для записей в твердом кожанном переплете. В момент круга, каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т. Н. Атаманское писание или закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Всё сохранялось в атаманском правлении и архиве.
Нагайка—знак есаульца и приставов на кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощен.
Шапка—не всякая, специального образца. Первоначально “клобук со флыком”, папаха, а затем фуражка—знак обладания казаком юридическим полноправием. В xix веке функции “клобука” перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и неимеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога и общины.
Шашка, первоначально сабля—символ всей полноты прав у казака, а также обладание паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. 
В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох. 
Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. 
Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. 
По решению круга казак мог быть лишен права ношения оружия на срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Погоны—неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Башлык—у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака—завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди—следует по делу, концы, заброшенные за спину—свободен, отдыхает.
Посох—символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатые по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе—особо важное сообщение.
Лампас—возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
Серьги (у мужчин)—означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии—серьгу в правом ухе. Две серьги—единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Кольцо. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это—женская символика. Серебряное кольцо на левой руке—девушка на выданьи. На правой—просватана. Кольцо с бирюзой—жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки—вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили в ладанке.








Выборы 2016 | Аукционы (продажа, аренда муниципального имущества) | Новости | О Мышкине | Местное самоуправление | Муниципальная служба | Муниципальные услуги | Антикоррупционные мероприятия | Электрозащитные средства | Инвестиционная деятельность | Нормативные правовые акты | Поселения | Бесплатная юридическая помощь | Организации на территории Мышкинского муниципального района | Муниципальная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций | Муниципальный контроль | Общественная палата | 70 летие Победы ВОВ | Приемная правительства области | Прием граждан заместителем прокурора Ярославской области | Анонсы мероприятий | Туристическая деятельность | Календарный план мероприятий | Культура и искусство | Публикации | Перечень информационных систем | Служба информации "01" | Безопасность жизнедеятельности | Казачество в ММР | События | Здравоохранение | Справочник | Обратная связь | Городское поселение Мышкин | Приволжское сельское поселение | Охотинское сельское поселение | Организации и учреждения | Форум
Версия для слабовидящих