К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИНИМАТЬ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Как правило, существующие механизмы противодействия коррупции (представление сведений о доходах, контроль за соответствием доходов и расходов, урегулирование конфликта интересов и др.) рассчитаны на специальный субъект: государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности и т.п. Иными словами, в отношении лиц, для которых работодателем выступает государство. Однако Федеральный закон "О противодействии коррупции" в ст. 13.3 закрепил общую обязанность всех организаций, независимо от их формы собственности, принимать меры по противодействию коррупции. Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378, предусмотрено обеспечить с участием общероссийских общественных организаций "Российский союз промышленников и предпринимателей" и "ОПОРА России", иных заинтересованных организаций и с привлечением представителей федеральных государственных органов, осуществляющих реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, научно-исследовательских и образовательных организаций, объединений субъектов предпринимательской деятельности, коммерческих организаций, государственных корпораций (компаний) и организаций, участвующих в осуществлении международного сотрудничества в области противодействия коррупции, обеспечить проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплаенса.
Следует заметить, что Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г. были подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Данные рекомендации, помимо прочего, содержат примерный перечень рекомендуемых мер противодействия коррупции и возможностей их введения в организациях.
В частности, антикоррупционная политика организации может включать в себя нормативное закрепление антикоррупционных стандартов поведения, введение антикоррупционных процедур и т.п.
В рамках оценки коррупционных рисков, в частности, рекомендуется выделить в организации, так называемые коррупционно опасные должности, т.е. должности, которые являются ключевыми для совершения коррупционного правонарушения. В отношении работников, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском, Минтруд предлагает вводить специальные антикоррупционные процедуры и требования, например регулярное заполнение декларации о конфликте интересов.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов.
В положении о конфликте интересов Минтруд рекомендует закрепить ряд обязанностей работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. При этом предполагается использовать различные меры урегулирования конфликта интересов вплоть до увольнения работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Прокуратурой района в 2019 г. проверки исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" проводились как в бюджетных учреждениях, так и в ООО, СПК, у индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 01.12.2019 г. внесено 12 протестов на локальные акты в анализируемой сфере, 6 представлений (в случае отсутствия локальных актов), по результатам рассмотрения которых 5 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Помощник прокурора района Е.В.Голикова