A
A
A
C
C
C
C
Обычный вид








12+

Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет «Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»


29.04.2022

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В пределах границ водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Существуют случаи, когда границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (к примеру, для рек и ручьев длиной меньше десяти километров). Также для прибрежной защитной полосы устанавливаются дополнительные ограничения, которые не затрагивают остальную часть водоохранной зоны. 

В пределах прибрежной защитной полосы запрещается: 
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов; 
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Перечень запретов и ограничений в границах указанных зон закреплен в частях 15, 16.2 и 17 статьи 65 Водного кодекса.

При этом согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон разрешается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, гарантирующими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов реализуется в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые, в свою очередь, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2019, а также в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425.

Пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, а также ограничения использования земельных участков в таких зонах имеют место быть со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. 

Установление границ является государственной функцией, осуществляется: 
- Федеральным агентством водных ресурсов (далее Росводресурсы) и его территориальными органами - в отношении водоемов, перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р, а также морей или их отдельных частей;
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении остальных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации размер водоохранных зон водных объектов напрямую зависит от типа водного объекта и его длины (от 50 до 200 метров для рек или ручьев, для морей составляет 50 метров).

Ширина прибрежной защитной полосы определяется исходя из величины уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для рек, озер, водохранилищ, которые имеют особо ценное рыбохозяйственное значение, ширина прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны, соответственно, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос используются сведения, содержащиеся в картографо-геодезических фондах. Прежде чем внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости необходимо подготовить графическое описание местоположения.

Для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос используются сведения, содержащиеся в картографо-геодезических фондах. Прежде чем внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости необходимо подготовить графическое описание местоположения границ соответствующей зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650.

Вместе с тем, в ЕГРН внесены не все сведения о водоохранных зонах и не все они установлены в надлежащем порядке.
 
Помощник прокурора
Ольга Рокотянская
Камера | Всероссийская перепись населения | Информация для населения | О Мышкине | Органы местного самоуправления Мышкинского муниципального района | Поселения | Организации на территории Мышкинского муниципального района | Муниципальная служба | Электрозащитные средства | Муниципальные услуги | Муниципальный контроль | Нормативные правовые акты | Бесплатная юридическая помощь | Общественная приёмная Губернатора Ярославской области | Губернаторский проект «РЕШАЕМ ВМЕСТЕ!» | Территориальная избирательная комиссия Мышкинского района | Противодействие коррупции | Оценка регулирующего воздействия | Аукционы (продажа, аренда муниципального имущества) | Муниципальная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций | Имущественная поддержка субъектов МСП | Общественная палата | Общественные обсуждения | Туристическая деятельность | Международное сотрудничество | Календарный план мероприятий | Здравоохранение | Инвестиционная деятельность | Стратегическое планирование | Конкуренция | Безопасность жизнедеятельности | Казачество в ММР | Мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, недопущение проявлений экстремизма | Добровольная народная дружина | Публикации | Справочник | Обратная связь | Электронная трудовая книжка | Антимонопольный комплаенс | Газификация | События | Выборы президента Российской Федерации 2018 | 78 лет Победы ВОВ | 77 год Победы ВОВ | 76 год Победы ВОВ | 75 года Победы ВОВ | 74 года Победы ВОВ | 73 года Победы ВОВ | 70 летие Победы ВОВ | Выборы 2016 | Новости | Приемная правительства области | Прием граждан заместителем прокурора Ярославской области | Анонсы мероприятий | Перечень информационных систем | Антинаркотическая комиссия | Служба информации "01" | Городское поселение Мышкин | Приволжское сельское поселение | Охотинское сельское поселение | Организации и учреждения | Форум
Версия для слабовидящих