С 1 мая 2025 года на всей территории Российской Федерации вводится в действие новый «ГОСТ Р 22.1.11-2024. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных, водонапорных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений специального назначения и прогнозирование последствий возможных гидродинамических аварий на них. Общие требования», который утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.12.2024 № 1961-ст.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и содержанию работ по мониторингу состояния водоподпорных, водонапорных гидротехнических сооружений (ГТС) и ГТС специального назначения классов I, II и III и их оснований как потенциальных источников техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также общие требования к прогнозированию ЧС, которые могут возникнуть вследствие гидродинамических аварий на указанных сооружениях.
Стандарт устанавливает: перечень основных контролируемых в процессе мониторинга показателей состояния водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения; перечень основных прогнозируемых показателей последствий возможных гидродинамических аварий на водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения; общие требования к методам прогнозирования последствий гидродинамических аварий при разрушениях водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения.
Указанный Стандарт предназначен для организаций и предприятий, осуществляющих строительство и эксплуатацию водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения, проектно-изыскательских организаций, а также специализированных организаций, осуществляющих прогнозирование и предупреждение ЧС, которые могут возникнуть вследствие гидродинамических аварий на указанных сооружениях, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих разработку документов территориального планирования.
Стандарт определяет, что мониторинг состояния водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения и прогнозирование ЧС, вызванных гидродинамическими авариями на ГТС, является составной частью системы мероприятий, проводимых в рамках деятельности функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС согласно Положению о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному приказом МЧС России от 31.10.2023 № 1115.
Важно знать, что мониторинг состояния и оценку безопасности водоподпорных, водонапорных ГТС и ГТС специального назначения осуществляет собственник ГТС или эксплуатирующая организация (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
С введением с 01.05.2025 указанного Стандарта прекращает свое действие «ГОСТ Р 22.1.11-2002. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования», действовавший с 01.07.2003.
Причиной введения нового Стандарта послужили изменения требований к безопасности гидротехнических сооружений, которые начали действовать с 01.09.2024.
Так, согласно приказу Ростехнадзора от 08.05.2024 № 151, взамен утрачивающим силу, утверждены федеральные нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), кроме портовых и судоходных. В них определено, какие условия соблюдения правил эксплуатации ГТС, контроля их состояния, порядок действия при авариях и другое.
С 01.09.2024 для безопасности ГТС их владельцы обязаны, в частности:
- ежегодно утверждать план техобслуживания и текущего ремонта ГТС и механического оборудования; обеспечивать на объекте наличие устройств сигнализации, блокировки, защиты, средств измерения, средств связи и освещения, которые предусмотрены проектной документацией;
- каждый год формировать график тренировок по порядку действий при аварии ГТС;
- незамедлительно устранять повреждения ГТС и оборудования, которые создают угрозу аварии.
Владельцам ГТС также теперь необходимо контролировать состояние объекта: анализировать измеряемые показатели, оценивать результаты осмотров, следить за проявлением и развитием опасных техногенных и природных факторов. Делать это требуется по программе контроля (мониторинга).
Кроме того, федеральные нормы и правила включают требования к инструкции по эксплуатации ГТС; список документов, которые должен иметь и вести владелец ГТС; показатели, на которые следует обращать внимание при осмотрах ГТС на соответствие проектным решениям и параметрам; требования к ведению журнала контроля (мониторинга).