«Противодействие коррупции, судебная практика»
При приеме на работу экс-чиновников работодателю
необходимо выполнить требования статьи 64.1 Трудового кодекса Российской
Федерации и статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
и частью 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации гражданин,
замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в
перечень, установленный нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после
увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на
условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной
организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца
стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора
(гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного,
муниципального (административного) управления данной организацией входили в
должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального
служащего, с согласия соответствующей комиссии по
соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных
служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после
увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении
трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание
услуг), указанных в части 1
вышеперечисленных статей, сообщать
работодателю сведения о последнем месте своей службы.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 12 Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
и частью 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при
заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ
(оказание услуг), указанного в первой части вышеуказанных ном , с
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы,
перечень которых устанавливается нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его
увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный
срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя
(работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему
месту его службы в порядке,
устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила сообщения
работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности
государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается
нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее –Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января
2015 г. N 29.
В соответствии с требованиями данных Правил работодатель
сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или
муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого
договора в письменной форме, сообщение оформляется на бланке организации и
подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой
договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим
гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью
организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Согласно
пункта 5 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю
нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны
содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в
случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность государственной или муниципальной службы,
замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или
муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также
сокращенное (при наличии).
В
случае если с гражданином заключен трудовой договор, наряду со сведениями,
указанными в пункте 5 настоящих
Правил, также указываются следующие данные:
а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного
решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
б) дата заключения трудового договора и срок, на
который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если
заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
в)
наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в
соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение
организации (при наличии);
г) должностные обязанности, исполняемые по должности,
занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином заключен
гражданско-правовой договор, наряду со сведениями, указанными в пункте 5 настоящих
Правил, также указываются следующие данные:
а) дата и номер гражданско-правового договора;
б) срок гражданско-правового договора (сроки начала и
окончания выполнения работ (оказания услуг);
в) предмет гражданско-правового договора (с кратким
описанием работы (услуги) и ее результата);
г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому
договору.
Вышеуказанные требования действующего
законодательства ранее доводились до сведения работодателей путем размещения
информации на сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований
района.
Дополнительно напоминаем об этом в связи с постановлением
Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 32-АД18-3. Компания нарушила требования к содержанию
сообщения, что обернулось для нее штрафом в
размере 100 тыс. руб.
Верховный Суд Российской Федерации оставил наказание в силе,
выяснив, что организация не указала в документе: место рождения работника и его должностные
обязанности.
Хотя компания утверждала,
что эти сведения были в приложениях, довод не подтвердился. Да и правила требуют включать
такие данные в сам текст сообщения.
Полагаю необходимым отметить, что согласно пункта 14 Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 г. №45 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении
судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае,
когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29
КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений
в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований
к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы
государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению
необходимой для целей Федерального закона
"О противодействии коррупции" информации), данное административное
правонарушение может быть признано малозначительным.
Исходя из норм постановления Верховного Суда
Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 32-АД18-3, работодателям следует
детально соблюдать все требования к сообщению.