На сегодняшний день законодательное определение «квадрокоптер» в Воздушном кодексе РФ и Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 отсутствует.
Однако Воздушный кодекс РФ оперирует понятием беспилотный воздушное судно. Указанное понятие следует раскрыть через определение воздушного судна. Согласно п.1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействие с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. К беспилотному воздушному судну законодатель относит судно, управляемое, контролируемое в полёте пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) ( п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Федеральные правила использования воздушного пространства РФ апеллируют понятие беспилотный летательный аппарат (абз. 8 п. 2). Под этим словосочетанием понимается летательный аппарат, выполняющий полёты без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов
Стоит обратить внимание на то, что ГОСТ Р 56122-2014 (Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования) распространяют свои требования и на квадракоптеры.
Регистрация или учёт квадрокоптера?
Чтобы понять подлежит ли ваше беспилотное воздушное судно государственной регистрации или учёту необходимо определить его максимальную взлетную массу.
Так, беспилотные воздушные судна с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат учету в порядке установленном Правительством РФ. Большинство используемых квадрокоптеров входит именно в этот диапазон (п.3.2 ст.33 Воздушного кодекса РФ). На сегодняшний день законодательный порядок данного учёта отсутствует.
Государственной регистрации подлежат беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее ( пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса).
Таким образом воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации (п. 4 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
Таким образом квадрокоптеры до 0,25 не подпадают под государственное регулирование и не подлежат ни государственному учету, ни государственной регистрации.
Получение разрешения на использование воздушного пространства при использовании квадрокоптера.
Использование квадрокоптера в воздушном пространстве А,С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства ( п. 52 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
Разрешение выдается региональным и зональными, районными центрами Единой системы организации воздушного движения РФ в зависимости от зоны воздушного пространства, которая будет использоваться при полете беспилотные воздушные судна ( п. 99, 117 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
Лицо, планирующее использовать квадрокоптер обязано направить план полета в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в РФ, утверждённых Приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.
Сообщение о плане полета может представляться как лично на бумажном носителе, так и по сети интернет или иным удобным способом.
Информация о предстоящем плане полёта квадрокоптера подаётся не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до предполагаемого полёта. Сообщение о повторяющемся плане полета передается не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, предоставляются не менее чем за 7 суток (п. 112 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
После согласования полета соответствующим центром выдается разрешение на использование воздушного пространства с указанием: номера рейса, аэродрома/ места вылета и расчетное время вылета, маршрут и профиль полёта (п. 119 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
Кроме получения разрешения от центра Единой системы организации воздушного движения, если полёты осуществляются над населенными пунктами, то использования указанного воздушного пространства допустимо при получении разрешения соответствующего органа местного самоуправления (п. 49 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
Стоит отметить, что в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов. При использовании таких зон владелец квадрокоптера обязательно потребуется получения разрешения от лица в интересах которого установлены такие зоны (п. 40 Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ).
При осуществлении полётов без получения соответствующих разрешений грозит владельцу квадрокоптера административной ответственностью по статье 11.4. Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации.
В определённых случаях использование квадрокоптера может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.
Проведение фото, видео съёмки и других способов зонирования земли с помощью квадрокоптера относится к авиационным работам ( п. 6.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых Приказом Минтранса Росии от 31.07.2009 № 128, а значит физические или юридические лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утверждённых Приказом Минтранса Росии от 23.12.2009 № 249.
Указанный сертификат пользователь может получить при владении и использовании беспилотного летательного аппарата на законных основаниях.
Рекомендации по безопасным полётам квадрокоптеров даны в информационном письме Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полётов № 7»