A
A
A
C
C
C
C
Обычный вид








12+

судебной практике по спорам, связанным с социальной поддержкой граждан, в том числе детей и инвалидов


02.09.2022

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на основе изучения практики рассмотрения судами в 2017-2019 г.г. указанных споров.

С учетом конституционных норм, установленных ст. ст. 7, 8 Конституции РФ, действующего федерального законодательства в Обзоре Верховного Суда РФ отражены следующие правовые позиции:

Дети – инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, назначенные консилиумом врачей по жизненным показаниям, даже если препараты не зарегистрированы в России и не включены в перечень жизненно важных лекарственных препаратом (ЖНВЛП). При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Аналогичная позиция выражена судом и в случае необходимости обеспечения дорогим препаратом взрослого инвалида, страдающего социально значимым заболеванием. Спорный препарат не входит в стандарт специализированной медпомощи, но его назначила врачебная комиссия по жизненным показаниям.
Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя, в том числе и диагностику заболеваний.

Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

Если медицинские документы о нуждаемости гражданина в бесплатном лекарстве оформлены неправильно – это не является основанием для отказа ему. Составление документов – обязанность учреждений здравоохранения, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

В случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином из числа названных лиц лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные таким гражданином расходы могут быть возмещены за счет фармацевтической организации. При временном отсутствии препарата аптека обязана принять гражданина на отсроченное обслуживание, а не отзывать рецепт. Законом не предоставлено право фармацевтической организации на отзыв рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина.

Достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья. Эта компенсация по своей правовой природе является необходимым условием реализации права на образование детей-инвалидов. Иное противоречило бы закрепленным в законе гарантиям общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки реализуется по месту жительства их законных представителей. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

В случае необеспечения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к необходимости оплаты стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды. 

В состав набора социальных услуг для детей-инвалидов среди прочих входит и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.

Наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, отказа в предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан предоставить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой гражданином в качестве меры социальной поддержки, могут быть представлены как самим гражданином при личном обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.

Удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возразить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший трудовой договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

При наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждение здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника недопустим.

Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается.

Отказ инвалида от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не лишает его права на обеспечение техническими транспортными средствами реабилитации на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющейся обязательной для
 
Прокурор  Мышкинского района
старший советник юстиции
Н.М. Елисеева
Камера | Всероссийская перепись населения | Информация для населения | О Мышкине | Органы местного самоуправления Мышкинского муниципального района | Поселения | Организации на территории Мышкинского муниципального района | Муниципальная служба | Электрозащитные средства | Муниципальные услуги | Муниципальный контроль | Нормативные правовые акты | Бесплатная юридическая помощь | Общественная приёмная Губернатора Ярославской области | Губернаторский проект «РЕШАЕМ ВМЕСТЕ!» | Территориальная избирательная комиссия Мышкинского района | Противодействие коррупции | Оценка регулирующего воздействия | Аукционы (продажа, аренда муниципального имущества) | Муниципальная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций | Имущественная поддержка субъектов МСП | Общественная палата | Общественные обсуждения | Туристическая деятельность | Международное сотрудничество | Календарный план мероприятий | Здравоохранение | Инвестиционная деятельность | Стратегическое планирование | Конкуренция | Безопасность жизнедеятельности | Казачество в ММР | Мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, недопущение проявлений экстремизма | Добровольная народная дружина | Публикации | Справочник | Обратная связь | Электронная трудовая книжка | Антимонопольный комплаенс | Газификация | События | Выборы президента Российской Федерации 2018 | 78 лет Победы ВОВ | 77 год Победы ВОВ | 76 год Победы ВОВ | 75 года Победы ВОВ | 74 года Победы ВОВ | 73 года Победы ВОВ | 70 летие Победы ВОВ | Выборы 2016 | Новости | Приемная правительства области | Прием граждан заместителем прокурора Ярославской области | Анонсы мероприятий | Перечень информационных систем | Антинаркотическая комиссия | Служба информации "01" | Городское поселение Мышкин | Приволжское сельское поселение | Охотинское сельское поселение | Организации и учреждения | Форум
Версия для слабовидящих