Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
1. СМС или звонок из банка о блокировке карты.
Вам приходит сообщение о том, что банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.
Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации, либо дойти до ближайшего банкомата и следуя «подсказкам» оператора самостоятельно разблокировать карту.
Как обезопасить себя. Не торопитесь немедленно выполнять требования лица, представившегося сотрудником банка. Свяжитесь со службой поддержки клиентов самостоятельно. Скорее всего, Вам сообщат, что никаких сбоев и блокировок не происходило.
2. Несчастный случай с родственником.
Мошенник представляется сотрудником полиции (следователем, врачом и т.д.) и сообщает, что Ваш родственник задержан за совершение преступления, попал в ДТП или в больницу и срочно требуются деньги для «решения» вопроса или срочной операции.
Злоумышленник может знать имя и другие данные родственника (узнав их, например, в социальные сети), может даже дать поговорить якобы с пострадавшим.
Мошенник держит взволнованную жертву в напряжении, не дает повесить трубку, чтобы подумать и разобраться в ситуации, строго убеждает, что деньги нужны без промедлений и на улице ждет «курьер» (сообщник мошенника), который готов забрать деньги.
Как обезопасить себя. В случае поступления подобного звонка не поддавайтесь панике, не давайте себя торопить, при возможности свяжитесь с родственником или спросите в каком отделе полиции/больнице он находится, чтобы позвонить туда. Запомните, что срочное требование денег ввиду экстренной ситуации – верный признак мошенника.
3. Ошибочный перевод средств.
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счета.
Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
Как обезопасить себя. Советуем Вам не поддаваться на обман. Если Вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.
Что нужно знать про безопасное использование банковской карты, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества
• Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты и пароли из СМС-сообщений от банка. Ни сотрудники банка, ни любой другой организации не вправе требовать их. Относитесь к ПИН-коду и паролю из СМС как к ключам от сейфа с вашими средствами.
• При возникновении каких-либо подозрений в мошенничестве связывайтесь с клиентской поддержкой банка, номер телефона которой сохраните заранее.
Разработана прокуратурой Мышкинского района Ярославской области