Ледостав – период особого риска
Время ледостава является одним из наиболее опасных периодов года в обеспечении безопасности людей на водных объектах. Именно в этот период возникает наибольший риск происшествий, обусловленный выходом людей и выездом техники на неокрепший лед.
Уважаемые жители Мышкинского муниципального района! Соблюдайте основные правила поведения на водных объектах:
1. Не выходите на лед, крепость которого вам неизвестна. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
2. Не выходите на лед, имеющий толщину от 7 до 25 см. Темные пятна и пузырьки воздуха на льду говорят о том, что в этом месте лед тонкий.
3. Лед может быть слабым возле стока вод, впадения ручейков в водоем, возле кустов, камыша, вмерзших в лед водорослей.
4. Следует обходить участки, покрытые толстым слоем снега, – под ним лед нарастает медленнее и всегда тоньше.
5. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);
6. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду человеку, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
7. Отправляясь на подледный лов, помните, что нельзя делать проруби близко друг к другу, также нельзя собираться большими группами в одном месте.
Закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Глава 4. Правонарушения, посягающие на права граждан, общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 12 - 17.3) Статья 14. Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах
5. Выход на лед в запрещенных местах, в которых установлены соответствующие запрещающие надписи или знаки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей.
6. Выезд на лед водных объектов на механических транспортных средствах в местах, не оборудованных ледовой переправой, либо за пределами границ ледовой переправы, а равно несоблюдение требований безопасности при движении по ледовой переправе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Ярославский
гидрометцентр сообщает, что в регионе ожидается плюсовая температура воздуха.
По данным инспекторов ГИМС, которые ведут ежедневный мониторинг ледовой
обстановки, толщина льда стремительно уменьшается, он становится рыхлым и непрочным, возникает большая
вероятность образования промоин. В связи с этим Главное управление МЧС России
по Ярославской области обращается к жителям области с призывом быть осторожными
при выходе на лед. Наблюдающиеся плюсовые температуры негативно влияют на
структуру и качество льда.
Рыбакам, которые
планируют в выходные отправиться на лед, следует помнить одно из главных правил
безопасности – не бурить рядом много лунок и не собираться большими группами в
одном месте. Кроме того, не стоит ловить рыбу у промоин, какой бы клев там ни был.
Водителям
снегоходной техники и квадроциклов следует быть особенно осторожными и
предельно внимательными. Рекомендуется, по возможности, воздержаться от выезда
на лед: почти всегда существует опасность провалиться вместе с транспортным
средством под лед.
Выходя на лед не
забудьте средства спасения: прочную веревку длиной 12 – 15 метров (палку,
доску) и телефон. Занесите в свой мобильник короткий номер МЧС, который может
соединить вас с одной из оперативных служб (пожарная охрана, дежурный полиции,
«скорая помощь») - 112.
Всегда обращайте
внимание на огороженные зоны вблизи водоемов и ни в коем случае не заходите в
опасные зоны.
Осенний лед в
период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов,
непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать
небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него
талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную
толщину.
Становление льда:
· Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
· На озерах, прудах,
ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни
один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед
появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование.
· На одном и том
же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине
обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
Основным
условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
- безопасная толщина льда для одного
человека не менее 7 см;
- безопасная толщина льда для сооружения
катка 12 см и более;
- безопасная
толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
- безопасная толщина льда для проезда
автомобилей не менее 30 см.
Время безопасного пребывания человека в воде:
· при
температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов,
· при
температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов
до 4,5 часов;
· температура
воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;
· при
температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через 5-8 мин.
Критерии тонкого льда
- Цвет льда
молочно-мутный, серый лед, обычно ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего
потрескивания.
- Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только
что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост
ледяного покрова).
- Лед более
тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах;
над тенистым и торфяным дном; у
болотистых берегов; в местах выхода
подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в
водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий.
- Лед в нижнем
бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные попуски воды из
водохранилища способны источить лед и образовать в нем опасные промоины.
- В местах, где
растет камыш, тростник и другие водные растения.
Правила поведения на льду:
1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в
темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе
через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя
проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом
или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий,
по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же
следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на
ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же
поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При
вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп
или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как
спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий
маршрут.
5. При переходе
водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую
реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы
при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не
накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть
рюкзак, повесьте его на одно плечо, это
позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами
провалится.
8. На замерзший
водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 – 25 метров с большой
глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в
воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться,
продев ее под мышки.
9. Убедительная
просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и
коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное
опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной
ситуации становятся беспомощными.
Уважаемые жители Мышкинского муниципального района! Соблюдайте основные правила поведения на водных объектах:
1. Не выходите на лед, крепость которого вам неизвестна. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
2. Не выходите на лед, имеющий толщину от 7 до 25 см. Темные пятна и пузырьки воздуха на льду говорят о том, что в этом месте лед тонкий.
3. Лед может быть слабым возле стока вод, впадения ручейков в водоем, возле кустов, камыша, вмерзших в лед водорослей.
4. Следует обходить участки, покрытые толстым слоем снега, – под ним лед нарастает медленнее и всегда тоньше.
5. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);
6. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду человеку, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.
7. Отправляясь на подледный лов, помните, что нельзя делать проруби близко друг к другу, также нельзя собираться большими группами в одном месте.
РЫБАЛКА
Чтобы избежать купания при ужении с лодки, от рыболова требуются аккуратность и осторожность. Снасти и принадлежности, необходимые для ужения, держите под рукой, уложив их вдоль борта и на днище лодки позади себя, а все остальное на кормовое сиденье.
Во время ловли не спешите. Если нужно переменить место, делайте это, пригнувшись и держась за сиденье или борта лодки, не перегибайтесь через борт. Не забудьте взять спасательный круг или жилет.
При работе со спиннингом займите надежное и удобное положение, встав лицом к носу или корме, слегка расставив ноги. Якорь спускайте только с носа или кормы лодки, вытаскивайте пригнувшись, мягко. Случается, что якорь зацепляется за подводные предметы: при внезапном отцепе, при сильной потяжке или обрыве якорной веревки немудрено вылететь из лодки. Если лодка с мотором, установите его строго вдоль продольной оси лодки. Регулярно вычерпывайте из лодки просочившуюся воду. Не стойте в лодке во время движения. Уменьшайте скорость движения на поворотах. Внимательно смотрите вперед, по курсу движения: все, даже небольшие, плавающие предметы обязательно обходите. Перед началом поворота убедитесь в отсутствии судов сзади. Не пересекайте курс крупным судам и катерам - это категорически запрещено. Встречные суда обходите со стороны, которую они показывают сигнальными фонарями или флажковой отмашкой, выдерживая расстояние не менее 15 м от борта. При обгоне крупных судов не подходите ближе 25-30 м. Осторожно обходите стоящие на якоре суда, плоты и бакены, чтобы не зацепить гребным винтом за якорные цепи. Ночью двигайтесь на малой скорости, имейте бортовые огни в соответствии с правилами судоходства. При усилении волнения держите лодку в разрез волны - носом к ветру. Если берег близко, укройтесь с подветренной стороны, в бухте, заливе.
Если в бачке, укрепленном на самом моторе, кончилось горючее, не заливайте его до тех пор, пока мотор не остынет. Не теряйтесь, если мотор охватит пламенем. Быстро накройте его попавшимися под руку брезентовым чехлом, тряпкой или собственной телогрейкой. Если же пламя не удалось сбить, немедленно покиньте лодку, иначе можно пострадать от осколков взорвавшегося бензобака.
Запомните, что при аварии лодка сначала ложится на бок, а затем переворачивается вверх дном. Бессмысленно забираться на перевернувшуюся лодку, она неустойчива и неминуемо опрокинется. Если вы не умеете плавать, не теряйте самообладания: ухватитесь за лодку с носа или кормы и, действуя рукой, ногами, постарайтесь вывести ее на мелкое место. Перевернувшаяся лодка может спасти несколько человек; надо только осторожно держаться за корму или нос лодки, погрузившись в воду до подбородка. Если лодка перевернулась на речной быстрине, держитесь за лодку и ждите ближайшей отмели.
С началом зимы на рыбалке очень опасен первый лед. Не мудрено оказаться в воде. Поэтому надо ждать, пока он приобретет необходимую прочность. По льду можно свободно передвигаться, если толщина его 4-5 см. Тонкий лед похрустывает под ногами подобно рассохнувшемуся паркету. Если поверхность льда не покрыта снегом, можно наблюдать, как под ногами образуются расходящиеся во все стороны радиальные трещины. Если на льду видны еще и кольцевые трещины, значит, прочность его на пределе и он может проломиться в любой момент. Молочный, белого цвета, лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки, такой лед ломается без предостерегающего потрескивания. Ноздреватый лед - замерзший во время метели снег - еще более непрочен. Участки такого льда надо непременно обходить. Случается, что после сильных морозов наступает длительная оттепель, лед становится непрочным, ломается ветром, относится к берегу. Там образуются его беспорядочные нагромождения. При похолодании льдины смерзаются неравномерно, а иногда лишь скрепляются тонким свежим льдом. Эти места особенно опасны, так как лед ломается внезапно, а льдины перевертываются.
Прочность льда резко уменьшается с повышением температуры. Так, например, прочность льда на изгиб при температуре 0°С в 10-12 раз меньше, чем при температуре минус 5°С. В устойчивую морозную погоду лед толщиной 4-5 см выдерживает одного человека; толщиной 8 см - двух стоящих рядом людей. Небольшими группами в 5-7 человек можно собираться на льду, если его толщина не менее 12 см.
В большинстве районов страны выезд автомобилей на лед, за исключением обозначенных для движения путей, категорически запрещен. На автомобилях "Жигули", "Запорожец" и "Москвич" можно продвигаться по льду толщиной не менее 15 см, на "Волге" - не менее 20 см (речь идет только о прозрачном льде).
Для выхода на лед выбирайте участки, не покрытые снегом и расположенные на отмелях. По первому льду двигайтесь не торопясь, пешней проверяйте путь перед собой. Не подходите к тростникам и корягам - около них лед слабее.
Услышав предостерегающий треск льда, ни в коем случае не останавливайтесь: не отрывая ног от поверхности льда, отойдите назад, а если рядом впереди есть заведомо надежный участок, пройдите вперед как можно быстрее.
Не ходите по слабому льду гуськом: случается, что идущий следом проваливается. Усильте внимание при движении по заснеженному льду - нетрудно попасть в промоину, едва затянутую ледяной пленкой и запорошенную снегом.
Возвращайтесь на берег старым, проверенным путем.
Весенний лед тоже коварен, не прощает малейшей оплошности. При одинаковой толщине он в несколько раз слабее зимнего. С повышением температуры лед подтаивает и сверху, и снизу, особенно на течении. Очень опасен лед у зарослей тростника, рогоза, у коряг и затопленного кустарника: он не выдерживает рыболова и ломается внезапно, без треска.
Опасны проруби и майны, проделанные рыбаками для запуска и вытягивания неводов и сетей, которые не сразу замерзают и бывают замаскированы выпавшим снегом.
Не выходите на лед где попало. Сначала осмотритесь и прикиньте, как может измениться обстановка в течение теплого весеннего дня. Наметьте место для выхода на лед и обратного возвращения на берег. Надежнее лед у крутых берегов, на чистых местах и в тени. Предварительно пешней проверяйте его прочность.
Во время движения прощупывайте лед перед собой. Особенно осмотрительным нужно быть после весенних снегопадов, когда он запорошен снегом. Опасные и сомнительные места обязательно обходите.
Нельзя выходить на всплывший речной лед: в любой момент он может тронуться и раздробиться на мелкие неустойчивые льдины.
По перволедью и весной не следует ехать на рыбалку в одиночку. Чтобы быть готовым прийти на помощь оказавшимся в беде, надо иметь шнур длиной 10-15 м с концевым грузиком. Если веревки не оказалось, можно ползком добраться до полыньи и подать пострадавшему пешню, лямку от рыболовного ящика, брючный ремень и т.п. Не прорубайте лунки ближе 5 м от соседа.
Оказавшись в воде, не пытайтесь, действуйте спокойно, не торопясь, но и не мешкая, чтобы не намокла одежда; упритесь ногами в противоположную кромку льда, выберитесь из полыньи и, не вставая, откатитесь в сторону. Постарайтесь добраться быстрее до жилья и обсушиться. Если оно далеко, разведите костер.
Не оставляйте после себя на льду обрывки бумаги, консервные банки, объедки, окурки. Оседая на дно, металл ржавеет, бумага и пищевые отходы разлагаются и отравляют придонные слои воды и грунт на дне. Гибнут, не селятся здесь личинки, рачки - корм рыбе. Рыбе и кормиться нечем, и дышать трудно в протухшей воде.
Самый страшный враг обитателя подводного мира (как, впрочем, и всего живого) - никотин. Окурок, попадая в воду, отравляет ее, что отрицательно действует на всех подводных обитателей. Если же учесть, что примерно четвертая часть рыболовов - курящие и каждый из них оставит в воде хотя бы 10 окурков за день, то можно представить себе, какой огромный вред принесут они подводным живым организмам.